"...Все, что судьбою назначено,
Бережно выстрадал ты..."

Ю. Борисов,
Из романса "Памяти В. Агафонова"

На концертах Валерия Агафонова происходило Явление Чуда. Мы переживали это Чудо - несказанной редкой Радости, радости принять щедрую милость гениального Искусства. Мы были искренне и глубоко благодарны за счастье, посетившее нас, дарованное нам. Счастье от ощущения своей приобщенности к божественной красоте его голоса, наполненного Красотой его души.
Счастье - Чудо великого праздника, переживаемого нами. Праздника, мы понимали, навсегда остающегося с нами. Праздника редкого, чудесного, а потому драгоценного, хранимого нами вечно.

О. Обухович

Романс - это своеобразная форма общения между людьми. Известный музыкальный деятель нашей эпохи Б.В. Асафьев жанр романса сформулировал так: "Это песня от сердца к сердцу". Артист, которого вы сейчас услышите, свои исполнением русских романсов полностью подтверждает сказанное.
Обладая не только музыкальным, но и драматическим талантом, тонким поэтическим вкусом, Валерий Агафонов бережно относился к слову, понимая, что музыка является фундаментом того, что заложено в слове.
Своим творчеством Валерий Агафонов подтверждает истину, что бессмертным произведение сценического искусства, наравне с автором, делает и артист, исполняющий это произведение.

Г. Полячек

Хотя почти все записи Валерия Агафонова делались в более чем непринужденной, естественной обстановке дружеского застолья, они не передают в полной мере неповторимого, "стирающего пыли с души", ощущения от его песен. Кто действительно хочет понять и самого певца и воздействие его голоса - пусть перечтет "Певцов" Тургенева: "...В нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала вас за сердце..."

Б. Асварищ

Валерий Агафонов обладал поистине уникальной способностью переносить вас в мир своих песен, которые "очищали" - после них становился добрее и лучше. Он и сам был добр и щедр, особенно в отношении своего дара. Я не помню случая, чтобы он кому-нибудь отказывал в просьбе спеть. Он всегда был с гитарой и пел всюду - в доме, на улице, в поезде, в больнице. Так же легко, как он отдавал свои песни, он делился и всем остальным.
Это был чудесный человек, и как много он значил в жизни своих друзей - стало особенно понятно после того, как он ушел из нее.

Л. Меньшикова

Удивителен феномен Агафонова. Он всегда пел - тебе! Если собиралась компания из десяти человек - он пел каждому из десяти. Не подстраиваясь под аудиторию, но вовлекая, втягивая в сложную неповторимость романса. И незнакомая, уже малопонимаемая эстетика вдруг открывалась своим трепетом, сердечностью и искренностью. Каждый, кто слышал Валеру хотя бы раз, считал его своим другом.
Помню, как-то Валера запел в бане. Час с лишним никто не мылся.
Безусловно, можно противостоять хамству, цинизму, равнодушию. Невозможно противостоять сердечности. Валера Агафонов все делал сердцем - пел, жил и даже думал.

И. Лонский

Желающих слушать Валеру было много, и вот он ходит по домам и поет. Таких домов во всех концах России, я думаю, много, ведь щедрость его не имела предела. Каждому он отдавал частицу своей души. Я верю в его бессмертие, так как он в каждом из нас. А сейчас уже звучат его пластинки - значит, он останется и в наших потомках - и это прекрасно. Я счастлива, что судьба подарила мне встречу с таким чистым родником русской души.

О. Васнецова

В сущности, русский романс не столько вокальное искусство, сколько некий "тайный пламень", который мы уже столетьями передаем от сердца к сердцу. И вместе с ним вступаем в родственный круг всех душ, когда-либо озарявших этим светом в русских пространствах и временах. Тут мы все и юные, и живые, а если и кто и убит или, как у Валеры, сама порвалась сердечная струна, то друзья дают им место в своей душе, до своего последнего вздоха. Сказанное полностью относится и к Валере Агафонову. Тут следовало поразмыслить и о том, без чего наш романс невозможен, - о любви и дружбе, о сердечном участии. Но - и так уже неловко от объяснений на словах. Ты восчувствуй…

Ю. Григорьев

Валерий Агафонов просил меня сделать его портрет, что для меня было непосильно. Слишком он был живым и подвижным Он был не для всех вообще, но для каждого в отдельности. Он и сейчас в бесконечном движении к нам. Тот, к кому он приходит, принимает его по-своему, ведь сердце с сердцем говорит.
Он жил не хлебом, жил - сердцем. Удивительно, что прожил так долго. Ему нужно было так мало - чтобы только слушали его. Ему нужно было так много - чтобы услышали. Он познал любовь и был любим. Он надеялся и верил в свою звезду. У него хватало мудрости не обращать внимания на невзгоды судьбы и житейскую нищету. Он жил одной истиной - художник не принадлежит себе. Он принадлежит всему миру.

Е. Успенская-Аносова

С детства Валерий страдал ревматическим пороком сердца. Болезнь его протекала тяжело, особенно в последние годы жизни, когда его талант был в высшем своем расцвете, и все мы должны благодарить Бога, давшего Валерию силы не замечать своей болезни и жить неистовой, безудержной жизнью. А жить для него - значит петь для своей семьи, друзей, всех хороших людей в любое время дня и ночи и в любой обстановке. Красиво он жил.

Е. Глазунов

Бесценными были для каждого из нас, собиравшихся вместе, минуты, когда мы слушали Валерины песни. В ощущении высшей ценности этих мгновений разгадка его тайны. В каждом человеке просыпается его дух, его высший смысл, его божественная природа. Ты уже не оторванное от мира одинокое существо, жизнь полна смысла, ибо возникает чувство слитности воедино со всем миром. Такое чувство озарения вызывает только подлинно творчество.
Тяжелый крест выпал Валере. Он был мудрым, знал, что бог дает страдания тому, кого возлюбил, ибо страдания рассекают плоть, чтобы открыть душу. Отсюда его глубокая, таинственная печаль, пессимизм: не о себе, вернее о себе вместе со всеми. И удивительное, невероятное жизнелюбие, радостность - тоже его мудрость. Истинно огромной была его благодарность за священный дар жизни. Бесконечно радуясь, что живет, он заставлял радоваться своих близких (а ими были все), как будто удивляясь, что они не видят, не чувствуют, что нельзя тратить жизнь на злобу или уныние. Он прошел путь страдания и просветления. В Свято-Троицком соборе, отпевая нашего друга, мы были вместе. Он научил нас многому.

Л. Щербакова

От таланта никуда не деться. Жизнь его искусства оказалась длиннее его собственной. Нам осталось слушать. Точность его реакции, безупречный вкус, понимание слова и полуслова, голос… Он мог спеть все, и пел так, что после него уже невозможно было слушать эти вещи в другом исполнении. Его репертуар, кажется, был бесконечен: романсы восемнадцатого, "серебряный век" русской поэзии, "декаданс", первая мировая, цыгане, русские, Париж и Шанхай… Он все делал точно и здорово. Любой, даже заезженный и средний текст он превращал в свою песню.
Однажды я встретил его на улице Пестеля. Он тут же предложил мне пойти с ним выпить пива, но я куда-то бежал… Сейчас, думая об этой встрече, я точно знаю, что потерял в своей жизни тот день.
Он был достаточно знаменит. Глухая слава тех дней имела особый колорит. Его выступления были такими естественными, такими чистыми и трагическими, что захватывало дух.
Воспоминания относят меня к тем дням, когда он жил и пел рядом с нами. Это был настоящий Артист.
Валеры нет. Валерий Агафонов поет для нас. Тихо! Он начинает.

А. Белкин

…Талант его был природен, стихиен, каждое блестящее исполнение очередного романса казалось внезапным озарением… В то же время не было исполнителя с большей работоспособностью. Он шлифовал каждый романс упорно, не зная усталости, успокоенности, довольства собой. И добивался своего - порой банальные слова и примитивная мелодия старого романса начинали звучать в его исполнении так, что любой слушатель с замиранием сердца ощущал: "Этот романс обо мне и о ней, это я говорю о любви и тоске, это моя душа поет голосом удивительного певца…"

А. Пурцеладзе

При жизни он был душой, центром небольшого круга верных почитателей. Их сплачивало общее, пусть мгновенное, переживание высшей правды чувств, которое он передавал слушателем, потому что сам жил по высшей мерке. Его личность с уходом из жизни не исчезла, она оживает каждый раз, как мы с трепетом ставим на проигрыватель пластинку. И не иссякает людская потребность в приобщении к настоящему, высокому, ведущему за горизонт. Поэтому и не хватает огромных тиражей - диски с записями несравненного пения Валерия Агафонова все также нелегко найти в магазинах, как и после первого выпуска.

М. Кадлец

Чарующий голос, полный любви и страдания, передающий сложнейшие переживания просто и непринужденно, звуки гитары нежные и тревожные - приобщают нас к миру гармонии и красоты человеческих чувств.

Константин Буров

Закономерность тех лет - музыканту такого класса было очень тяжело пробиться. Он почти всегда пел бесплатно, хотя, если бы был человеком "новой формации", мог бы иметь все, что для таковых является "высшими ценностями". К счастью, он им не был.
За свой необыкновенный дар - проникать в сердце каждого, кто его слушал, Валера заплатил своим здоровьем, своей жизнью. К сожалению, такова судьба многих талантливых людей тех губительных лет.

Э. Щербаков

Будет голос его, а затем
Боль уйдет и останутся вдруг
Лишь раскрытый рояль, да букет хризантем
И гитары серебряный звук.

Наталия Вайнберг

Все тексты, приведенные выше, взяты с конверта двойного альбома
"Валерий Агафонов. С концертов клуба песни "Восток", выпущенного к 50-летию артиста
© ВТПО "ФИРМА МЕЛОДИЯ", 1991
Ленинградская студия грамзаписи. Запись 1984 г.
Ленинградский завод грампластинок 28.05.91

Он был так обаятелен, так хорошо пел, что, входя в дом друзей, дарил себя людям, зная, что его очень любят и рады видеть его. Он как бы счастье приносил в дом и, зная об этом своем свойстве, радовался. Примерно так вдова сказала о Валерии Агафонове, гениальном исполнителе русского романса , увы, ушедшем уже из жизни. Блокадный мальчик, родившийся в Питере в 41 году.

Георгий Семенов
Убегающий от печали, "Новый Мир" 1996, №9
Публикация и предисловие Елены Семеновой

Совершенно особенный, теплый, нежный и какой-то опьяняющий голос. Ощущение было - как будто ты вернулся домой, иначе не могу сказать. Но меня поразил с самого начала привкус какой-то обреченности в этом голосе, точнее, неизбывной, не находящей разрешения тоски по трансцендентному. И, как ни странно, возникла ассоциация с Окуджавой. Хотя голос в принципе другой, устроен по-другому, я не сравниваю их в вокальном отношении, но в двух этих голосах - такая близость к границе жизни и смерти, что это завораживает. Художественные задачи эти люди решали одинаково - с позиций жизни и смерти. У Окуджавы это находит отражение и в его стихах также. А у Агафонова - в исполнении. В одной своей статье мой друг Николай Ткаченко, говоря о художнике нашего времени Андрее Поздееве как о человеке "с душой и талантом", поставил его в один ряд с А.Тарковским, В.Высоцким, В.Шукшиным, Н.Рубцовым. Мне кажется, Агафонов - человек, стоящий в этом же ряду.
...Я не сторонник такого простого объяснения, что телесные "поломки", болезненность обостряют чувства человека, утончают его психику, дают ему перевес над обычными людьми в духовной жизни, и в этом причина творческой одаренности. В мире полно больных и калек, не познавших творчества. Я сторонник тех взглядов, что в критические периоды развития культуры болезненность и физическая немощь художника - это отражение попытки преодоления застывших эстетических канонов, ухода от творчества в земном измерении к творчеству вне земного, это отражение того, что христианская душа художника больна "трансцендентной тоской". Она ищет решения своих творческих задач не в мире, а за пределами мира. То есть все наоборот, не тело определяет душу, а душа определяет тело. Ранний уход из жизни некоторых особенно одаренных людей, по-видимому, не доказательство их особой связи с Творцом, но одно из доказательств подлинного творческого в них начала, трагедии, присущей творчеству, в философском смысле. Искупительная жертва творчества. У одних она такая, у других - иная. У одних она в жизни, у других - в смерти.
Конечно, исполнение Валерия Агафонова - настоящая лирика. Не потому, что поет он лирическую поэзию. А потому, что в его исполнении есть поэтическое содержание. Оно - лирика вне исполняемых текстов, вне музыкального ряда, из них, но вне их. Его исполнение - создание нового прекрасного, чего не было еще в мире до этого исполнения, и это прекрасное - другое бытие его собственной жизни.

Леонид Архипкин


Стихотворения
Наверх
- Современные исполнители русского романса о В.Б. Агафонове -

НА СМЕРТЬ ВАЛЕРИЯ АГАФОНОВА

Может, виной расстоянья,
или я сам не спешил?..
Что ж ты мои ожиданья
встречей не разрешил?
Черной тесьмой перехвачены
близкие сердцу черты.
Все, что судьбою назначено,
бережно выстрадал ты.
Спишь на цветах увядающих,
а у тебя в головах -
осени лик всепрощающий
с тихою грустью в глазах.
Слышишь, подруга сермяжная
песню заводит без слов?
Струны-певуньи наряжены
в бархат бардовых басов.
Внемлет минорным созвучиям
все повидавший Парнас,
слушают ивы плакучие
твой недопетый романс.

Юрий Борисов

Текст взят со страницы http://www.vostokinform.ru/phonograf/other/kurok/text/

Примечание: на конверте двойного альбома "Валерий Агафонов. С концертов клуба песни "Восток" (© ВТПО "ФИРМА МЕЛОДИЯ", 1991) указано "Из романса "Памяти Валерия Агафонова". На сайте http://www.vostokinform.ru стихотворение Ю. Борисова называется "На смерть Валерия Агафонова"


Современные исполнители русского романса
о Валерии Борисовиче Агафонове
Наверх

Надо сказать, что не случайно возрождение исполнительского искусства романса так связано с Петербургом в конце двадцатого века. Я не хочу вдаваться в подробности, какие-то делать здесь поспешные, может быть, заключения, но Валерий Агафонов - это, наверное, великое имя среди исполнителей, особенно среди исполнителей романса. И, к счастью или к несчастью, я имею в виду, конечно, его творческую судьбу, а не личную, он почти не был известен, во всяком случае, хорошо известен, при жизни. Ушел он из жизни достаточно рано, ему было едва-едва за сорок лет. Но… сразу, сразу после его ухода он стал вдруг как-то знаменит, во всяком случае, в Петербурге. Вышли его пластинки. Сначала - одна-единственная, которую ему удалось записать на фирме "Мелодия", а потом пластинки, которые были реставрированы из записей, сделанных порой очень случайно, на каких-то дружеских вечеринках.
Надо сказать, что пел он очень много, и, если можно так выразиться, неофициально. Пел он почти, не прекращая, особенно последний год его жизни, и я знаю много людей, которые с ним были связаны, я знаю много людей, которые называют или считают себя его друзьями, я знаю, наконец, и его родных. Или знал, потому что некоторые ушли из жизни в последние годы.
Личность очень обаятельная, интересная, глубокая и очень несчастная. Вот когда мы вспоминаем конец периода советского в нашей истории, мы, в силу наших трудностей сейчас, склонны его, может быть, излишне оптимизировать. Хотя жить, наверное, было легче в каком-то смысле, но все-таки были страшные преграды, через которые было не переступить. Так и о Валерии Агафонове. Репертуар, с которым он выступал, а это был русский городской романс (аккомпанировал он себе сам, под гитару), … в общем, не приветствовался в концертных организациях. Почти никогда он не мог добиться выхода на большую сцену. Ему приходилось работать в драматическом театре, хотя делал он это с удовольствием. Ему приходилось заниматься вообще непонятно, каким делом, с точки зрения трудовой книжки. А концерты его происходили, по большей части, в красных уголках, где-нибудь в ЖЭКах, на каких-нибудь предприятиях. Тем не менее, любовь зрительскую, слушательскую он заслужил, и этот вопрос - тому свидетельство.
Теперь более конкретно. Я отношусь к творчеству Валерия Агафонова с глубокой нежностью. Я его очень-очень люблю, хотя никогда с ним не встречался, я не был с ним знаком. О нем самом узнал только после его смерти, а уж, тем более, о его творчестве всерьез несколько лет спустя. Хотя, знаете, 16 лет… когда мне было 16 лет и когда мне впервые попала его пластинка в руки ("Песни сердца" называлась она), я был ею очарован. Я, наверное, очень много оттуда почерпнул. Но… спустя уже несколько лет, а тем более, в последние 5-6 лет активной творческой работы... (улыбается) сценической активной работы я все больше и больше ухожу от манеры исполнения … не манеры исполнения, а, вернее, от видения репертуара Валерием Агафоновым. И вот… Я, может быть, забегаю вперед, а может быть, предвосхищаю какой-то вопрос, который, вероятно, будет. Во всяком случае, в Интернете и в переписке в частной он уже звучал. О соотношении начала творческого, исключительно творческого, и начала актерского, которое требует выражения, которое требует популярности в творчестве артиста. Тем более, артиста камерного жанра, тем более, артиста такого жанра, как лирическая песня или романс, который требует особой доверительности и искренности. Валерию Агафонову не удалось стать знаменитым при жизни и выступать на огромных площадках, при больших аудиториях. Но, может быть, это в какой-то степени спасло очень настоящее, очень искреннее исполнение бытового романса. Оно оставило его исполнителем бытового романса - блистательным, великолепным, своего рода гениальным. Услышав этот звук, услышав эту интонацию, я был поражен, покорен, влюблен в это все. Но я это пережил в своей жизни. И не отрицая, а, наоборот, настаивая, что самое главное в искусстве исполнения романса, на мой взгляд, это искренность, все-таки должен сказать, что во время наших выступлений на сцене еще происходит явление … как сказать правильно?… сознательного искусства. Мы все-таки, все-таки, в какой-то степени, являемся артистами, а не просто исполнителями.

Олег Погудин
Творческий вечер Олега Погудина.
Москва, Политехнический музей, 28 декабря 2001г.
Цитируется по http://www.csa.ru/Pogudin/tvor_vecher.htm

Если говорить о наиболее серьезно оказавших влияние… не на выбор опять-таки, а, скорее, на ощущение романса… из исполнителей именно романсового жанра, наиболее близких к нам, это - Валерий Агафонов, я его имя вспоминаю часто и люблю вспоминать… хотя при моей большой любви к тому, как он пел, и к его ощущению романса и эмоциональной составляющей его пения, я, наверное, уже совсем далеко отошел с точки зрения идеи и какого-то, может быть, философского содержания романса от того, что оставил Валерий Агафонов. У меня все-таки иной взгляд на романс, хотя его называю одним из первых любимых своих исполнителей, если говорить о жанре романса исключительно.

Олег Погудин
Синхронная запись интервью с Олегом Погудиным
(из телеверсии концерта в БКЗ "Октябрьский", ТРК "Петербург", 30.04.02)
Цитируется по: http://pogudin.infolab.spb.ru/rus/c21-02-2001.htm

Возрождение исполнительского искусства романса в конце ХХ века во многом связано с Петербургом. Одним из самых ярких его исполнителей был Валерий Агафонов - личность очень обаятельная, глубокая, но очень несчастная. Он почти не был известен - ушел из жизни в сорок с небольшим лет. Репертуар, с которым Агафонов выступал (а это был русский городской романс), тогда не приветствовался концертными организациями. И пробиться на большую сцену Валерию так и не удалось. Концерты его проходили, как правило, в красных уголках ЖЭКов и предприятий. Но его знали и боготворили все. Я отношусь к творчеству Валерия Агафонова с глубокой нежностью. К сожалению, сам я с ним знаком не был. Узнал о нем только после его смерти. В 16 лет мне впервые попала в руки его пластинка "Песни сердца", которую ему удалось записать на фирме "Мелодия". Поскольку она оказалась востребована, стали выпускать еще и еще. Для пластинок даже реставрировали записи, случайно сделанные на каких-то дружеских вечеринках. Так Агафонов и стал вдруг знаменит, во всяком случае, в городе на Неве. Услышав, как поет романсы Агафонов, я был потрясен. И, наверное, очень много от него почерпнул.

Олег Погудин
Беседу вёл Николай ГОЛОВКИН
"Парус одинокий" Версты №106

Его первая пластинка "Песни сердца" была настоящим толчком к тому, чтобы я начал петь романсы. В шестнадцать лет я был опьянен исполнением Валерия Агафонова. И, хотя к тому времени его уже не было в живых, я многому у него научился. Он ушел из жизни молодым человеком, за сорок. Но то, что Агафонов сделал в своей первой пластинке, будучи непризнанным при жизни, лишенным даже возможности профессионально записываться, произвело эффект разорвавшейся бомбы. По искренности исполнения я никого не могу поставить в один ряд с ним. В его пении звучит такая правда!

Интервью с Олегом Погудиным

Олег Погудин
для журнала "Весь мир" №41(2.2003).
"Петербургский романс" Автор: Наталия Колесова.
Цитируется по http://olegpogudin.narod.ru/Zapisi/Interviu/Intervu_ves_mir.htm

В какой-то момент у меня наступил ступор, я понял, что делаю очень много лишних телодвижений, и посвящаю себя больше амбициям, чем какому-то внутреннему человеческому состоянию. А в детстве мои мама, бабушка пели русские песни, и я всегда чувствовал это, как живое. Поэтому я сам себе сказал - ну чего кривляться, обратись просто к живому в себе. Это послужило для меня каким-то базовым моментом, а толчком послужил Валерий Агафонов. Когда я его первый раз услышал, я тогда занимался роком, и считал романс анахронизмом, мертвым языком, как латинский. То есть красиво, но я не понимаю даже, как на этом языке попросить хлеба. И вдруг я услышал, как человек действительно просит хлеба и вина, и молится всем своим существом. Для него его романс - и хлеб, и вино, и душа. Вот тогда для меня это открылось. Я не побежал сразу копировать Агафонова и петь везде, нет. Я еще долго занимался роком. Но этот человек показал мне, как это есть вживую.

Евгений Дятлов
Из интервью Е. Светловой для газеты "Смена"

Первый, кто меня тронул романсами, был Валерий Агафонов. Я услышал пластинку Валерия Агафонова в то время когда еще увлекался роком, и к романсам относился очень скептически. Душу это мою не трогало, потому что я понимал, что это какой-то другой срез времени, для других людей. И вдруг я поставил пластинку и услышал Агафонова. И вот он меня пробил просто. Рухнули стены, плотины какие-то. И я целый день просидел, все время ставил и ставил эту пластинку, слушал, и что-то со мной происходило странное. Для меня это было удивительным открытием.

Евгений Дятлов
Из интервью Н. Ермиловой
Радио "Мария"

...Я испытал настоящее потрясение, когда в Ленинграде вышли пластинки Валерия Агафонова. Для меня пение Агафонова - эталон пения русских романсов. В исполнении Агафонова нет канонов, он не соблюдает ритмические нюансы, но все оправдано, исполнение драматизировано. Я просто рыдал, когда услышал «Нищую» в его интерпретации.

С. Побединский
в интервью Нине Аловерт «НЕ ПОРА ЛИ ПРЕДАТЬСЯ ЛЮБВИ...»,
газета «РУССКИЙ САМОВАР».

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz