"Смена" 02.09.2004
«Его полет прервала рука Бога...»
5 сентября
исполнится 20 лет, как не стало Валерия Агафонова -
непревзойденного исполнителя русского романса. Он был
национальным достоянием России, но многие поняли это лишь
спустя много лет. О человеке, которого называют рыцарем и даже
богом романса, рассказывает его близкий друг художник Петр
Капустин, автор необычного по форме креста-надгробия на могиле
певца на Северном кладбище.
Пел перед
смертью- 5 сентября 1984 года я был в гостях у
художницы Ольги Фиминой. Вдруг позвонил Валерка. В тот день в
город должна была вернуться его жена Таня. Валерка переживал,
что не сможет ее встретить. Отменить назначенные концерты он
как человек обязательный не мог. Вот и позвонил нам и говорит:
«Таня приедет, встретьте, пожалуйста, и скажите, что меня до
вечера не будет - у меня сегодня два концерта».
А
накануне вечером Валерка «поддавал» с двумя Сашками. Один
Сашка был инженер из Алма-Аты. А второй имел какое-то
отношение к «Ленфильму». Хоть Валерка и находился между двумя
Сашками, это не принесло ему счастья, наоборот... Агафонов в
то время давно уже не выпивал. Но незадолго до смерти опять
стал позволять себе такую слабость.
Утром они не
похмелились. Сашки эти дали ему молока (тоже мне
профессионалы, знатоки!): «Валера, тебе надо быть в форме!» А
у Агафонова - двойной порок сердца, который он заработал еще
во время войны, мальчишкой.
И вот Валерий, отработав на
одной концертной площадке, поехал на другую. Переживал, что
опаздывает! И около Московского вокзала все и случилось… Таню
мы встречали втроем: я, Дима Тосенко и Володя Осварич: «Таня,
Валеры больше нет!..»
Незадолго до смерти Агафонов
просил, чтобы я был крестным отцом его дочери Даши. Я
отнекивался. И если честно, я плохой крестный. Но это не
помешало Дашке стать рыжей красавицей. Валерку ведь тоже,
когда он был молодой, звали Факелом.
У Агафонова есть
еще одна дочка - красавица Ладушка, она от другой жены - Лены.
Высоцкий его опасался- Агафонов выбирал
стезю свою... Он в застольях как говорил? «Не надо мне
красненького - давайте беленькое». Белое в смысле чистое. Так
и в делах творческих: «Красненькому я предпочитаю беленькое»,
- отшучивался Валерий от предложений исполнять
патриотически-патетические песни. И не прогадал.
Он
всегда шутил, хохмил - и чуть... не спился! Но его эмиграция в
стакан не состоялась. Хотя он выпивал похлеще, чем Высоцкий!
Тот Агафонову, кстати, говорил: «Валерочка, я так рад, что мы
с тобой занимаемся совершенно разными делами!» Потому что
понимал, какая у Агафонова высота полета!
Трижды
простуженный артист- Валерка начинал не спеша,
враскачку. А потом долетел до недостижимых высот! И вдруг рука
Божия прервала этот полет. Так только у великих мастеров
бывает: раз - и хватит! Но Валерий Агафонов оставил нам
огромное наследие. Восемьсот романсов! И все он знал наизусть!
Мог, правда, позволить себе текст немного поковеркать... А мог
и похулиганить. В автобусе вдруг запоет, и народ,
заслушавшись, проезжал свои остановки. Пивнуха «Маяки», что на
углу Невского и Маяковского, в момент превращалась в
концертный зал. А он был нищ и бескорыстен! Публика набирала
ему на ночное такси, чтобы мог доехать до дому.
Народ
не верил, что Валерий не имеет никакого звания. «Я трижды
простуженный артист без публики», - говорил. Он ведь так и не
увидел ни одной из шести своих пластинок! Когда на радио
расчухались, что Агафонов - явление, было уже
поздно.
Как он завязал- Вокруг меня
Агафонов вертелся (или я вокруг него?), потому что ему очень
уж нравилось, что я слушал его, открыв рот. Да, как дурак сижу
с открытым ртом и слушаю, как он в восьмисотый раз мне поет
романс! Он меня любил. С его стороны это была такая
беззаветная любовь. И я его любил! Меня поражал сам факт его
существования: среди пошлятины, безвкусицы, безвременья -
такой чистый человек!
Ну сначала мы, конечно,
поддавали. Но однажды я ему заявил: «Извини, Валера, хочешь
обижайся, хочешь не обижайся, но с тобой я больше не пью! С
кем угодно буду, а с тобой - нет! Потому что ты принадлежишь
не мне одному, а нам всем, всему русскому народу!» И он
завязал!
Встреча с Козиным- С другим
легендарным исполнителем романсов, Вадимом Козиным, Агафонов
встретился в пивнухе «Жигули» около Владимирской площади.
Рассказывал: «Захожу похмелиться, сидит дед. Пристал ко мне:
«Чего ты поешь?» - «Чего тебе надо?! Я пою все!» - «Ну что,
например?» - «Ну, романсы пою!» Дед обалдел: «А «Калитку»
поешь?» - «Пою!» Ну и разговорились. Оказался дед самим
Вадимом Козиным!»
Козин пригласил Валерку к себе в
Магадан. И Валерка у него был! Рассказывал потом, что у Вадима
Козина в квартире маленькой в Магадане много кошек и много
патефонов. Козин был так потрясен Валеркиным исполнением и
заявил: «Не ожидал, что у меня есть продолжатели в этой
стране, которая меня решила укокошить!..»
Два слова
в защиту Хиля- Я уговаривал моих
друзей-кинематографистов снять Агафонова: «Вот уходящий
объект! На вашем языке киношном. Вот кого надо снимать!» Это
будут исторические кадры, а вы не снимаете, идиоты!» И они
сняли, но тут подрезали, там вырезали... Но Валерка в кино и
сам поснимался немножко. В фильмах «Пучина» и «Личной
безопасности не гарантирую».
Хочу сказать еще два
слова в защиту Эдуарда Хиля, которого как исполнителя я не
люблю за его псевдопатриотическое пение... Но как-то раз я
присутствовал в «Ленконцерте» при том, когда Агафонову
повышали квалификацию, то есть добавляли к ставке копеек
пятьдесят.
Валерка задумал исполнить три вещи: «Утро
туманное» и что-то еще. Я ему говорю: «Начни с самого
мощного!» - «Нет, я буду раскачиваться постепенно...» Спел
первый романс - ему говорят: «Хватит!» А Хиль не входил в
состав комиссии и просто сидел в зале. Хиль крикнул: «Ну дайте
же человеку выступить!» Он очень хотел, чтобы Валерка исполнил
все три заявленные вещи! А ему председатель жюри говорит в
ответ: «Позови Агафонова и дома его слушай!» В общем,
председатель Хиля оборвал по-хамски!..
Владимир
Желтов